Звуки музыки

вкл. .

Звуки музыкиУмением слушать музыку обладает далеко не каждый человек. А между тем это умение имеет огромное значение для всестороннего развития малыша. Начинать развивать ребенка музыкально можно уже в 2 года. Прежде всего, предпочтительнее приобщать ребенка к живой инструментальной музыке, т. е. к той, которую исполняет для малыша кто-нибудь из старших, а не записям на кассете или компакт-диске

Лучше всего совмещать музыку с двигательной демонстрацией. Например, покажите ребенку игрушечного зайчика, добавив: «Вот какой зайчик!». Затем рассмотрите зайчика. В этом случае внимание и интересы малыша более устойчивы. «Ночью зайчик спал». Игрушка пока стоит без движения. «А рано-рано проснулся, вышел во двор, запел песенку: «Зайка серенький проснулся вот-так, вот-так; потянулся, улыбнулся! вот-так, вот-так». Приговаривая это, вы управляете движением игрушки, передвигаете ее по столу или по полу, поднимаете голову зайчика и т. д. Звучит пьеса «Зайка».

И уже без слов вы управляете игрушкой под музыку. Вы можете предложить ребенку послушать одну, назавтра две пьесы, через два дня еще одну пьесу - про петушка, кошку, самолет, бабочку. На следующий месяц двигательный показ не нужно устраивать даже перед первым прослушиванием пьесы. Но коротко рассказать, о чем пойдет речь в первый, а может быть, и во второй день, нужно: «Послушай, я расскажу тебе про веселого мишку и птичку кукушку, и мы послушаем очень интересную музыку». Причем очень важно, чтобы, включив запись, вы не убежали на кухню готовить обед, а оставались рядом с ребенком. Предложите малышу удобно сесть рядом с вами на диване или в кресле. Малыш видит, как и с каким интересом слушаете музыку вы, и учится сам это делать. Прослушивание лучше всего устраивать после завтрака или после дневного сна ребенка. Хорошо, если после некоторых пьес вы скажете. «Красивая, интересная музыка» или «Хочется еще послушать», «Расскажем папе, как мы с тобой слушали музыку», «Бабушка приедет в гости, мы ей тоже предложим послушать музыку». Если малыш изъявит желание послушать пьесу во второй раз, не откажите ему в том. Если просушивание займет 5-7 минут, ничего страшного. Главное, чтобы ребенок слушал музыку с вниманием и интересом.

И не забывайте еще об одном правиле – музыка должна звучать негромко. Громко звучащие радио, речь взрослого, телевизор приведет к тому, что малыш теряет способность слышать тихие и спокойные звуки, ухудшается слух ребенка, он теряет способность слышать многие звуки природы, музыки, речи, у него вырабатывается привычка громко разговаривать, кричать. А это в свою очередь, сказывается на голосовом аппарате, ведь у ребенка он очень хрупкий.

Очень важно также научить малыша петь. Пение развивает слух, память, чувство ритма; укрепляет легкие и весь дыхательный аппарат; развивает умение слушать музыку.

К вашему сведению

Когда вы поете для ребенка, старайтесь делать это музыкально, то есть грамотно. Не искажайте мелодии песни, не форсируйте звук, не кричите громко, не артикулируйте ртом желая показать малышу как петь; ребенок, уверенный, что именно этого вы от него и добиваетесь, сразу начинает гримасничать и кривляться. Не замедляйте и не убыстряйте темп, придерживайтесь среднего. При очень медленном пении слова текста песни распадаются на отдельные слоги, то есть теряется смысл, а музыка распадается на отдельные звуки, то есть теряется мелодия. Если вы проявите терпение и известное умение – правильно подберете репертуар и исполните его грамотно, то ребенок очень быстро усвоит всю песню, будет подпевать вместе с вами, передавать общее направление мелодии, ее рисунок. Главное, не форсируйте события, не заставляйте малыша петь насильно. Если ваш ребенок еще не слишком активен, больше любит слушать вас, нежели петь сам, не огорчайтесь. Понаблюдайте, прислушайтесь, играя с мишкой или с лошадкой, малыш может спеть им про них песенку, значит, песню, которую вы ему пели, он знает и может повторить. Если ребенок, не хочет выступать перед вашими гостями, не уговаривайте его и не извиняйтесь за него перед окружающими: стесняется, мол, боится. Малышу это и в голову не приходило, он не боится, не стесняется, он - не хочет! Его в данную минуту, может, больше занимает, что делает любимая бабушка на кухне. А вот в следующий раз к нежеланию петь в данную минуту может прибавиться и боязнь или стеснительность ведь вы сами напомнили ему об этом.

Дети очень любят плясать. Причем уже в двух - трехлетнем возрасте они много умеют: пружинисто качаться на двух ногах; притопывать двумя ногами на ступню, на носочки (бег на месте); стучать «каблучком»; поочередно выставлять вперед правую руку, а потом левую. Потом левую ногу, кружиться на носочках; выполнять «маленькую пружинку» с небольшим поворотом корпуса направо-налево. Но чтобы это естественное увлечение как можно успешнее способствовало развитию музыкальных способностей, опять же требуется помощь взрослых. Учитывайте, прежде всего, психические возможности ребенка. Не предлагайте ему поплясать сразу после слез (бывает, малыш упадет или несчастье случится - сломалась игрушка), а его уговаривают, упрашивают выйти в круг. Хорошо, когда, наоборот, пляска станет завершением, логическим концом чего-то хорошего, приятного - веселой игры, интересного просмотра диафильма. Создайте ребенку хорошее настроение, и он будет плясать весело, от души. Малыши очень любят парные пляски, где они со старшей сестрой или братом, со взрослым или сверстником-соседом пляшут, держась за обе руки. Много радости доставляют малышам пляски с атрибутами: с куклой, лентой, платочком, фонариком или погремушкой. Особый интерес представляет свободная пляска малыша. Пляска индивидуальная, без участия взрослых и других детей. Именно в такой пляске ребенок выступает не как подражатель действия взрослых, а как человек, действующий самостоятельно, избирательно, творчески. Сам вспоминает плясовые движения, которые уже научился делать, и сам произвольно, по своему желанию, меняет их, т. е. ребенок создает пляску. А это уже начало творчества. В этом случае будьте особенно внимательны при выборе музыки. Она должна быть такой, под которую ДО этого ребенок не плясал, т. е. в ней не должно содержаться текстового подсказа или определенного порядка движений с атрибутами или же без них. Очень полезно совместное домашнее музицирование. Малыш не только радуется - он со всеми, он тоже играет! Участвуя вместе с вами «в ансамбле», он учится прислушиваться к музыке, различать конец частей музыкальной пьесы, играть ритмично.

 

Поделиться