Blues

 

Blues

 

Блюз (blues, от blue devils - печаль, меланхолия) - жанр афроамериканской народной музыки, возникший во второй половине XIX века. Как отмечают исследователи, блюз родился как музыка социального и расового неравенства, песня угнетенного афроамериканского населения. Оставаясь по сути собственной традиционным, народно- бытовым искусством, блюз помаленьку профессионализировался, вышел на концертную эстраду, дав в ХХ веке целую плеяда ярчайших исполнителей.
Родиной блюза считается дельта реки Миссиссиппи. Самые ранние формы блюза - дельта- или же сельский блюз (Чарли Паттон, Сон Хаус, Роберт Джонсон). В 1920-х годах, на волне массовой миграции темнокожего населения в города в поисках работы сложился так называемый классический, или же городской блюз ("St. Louis Blues" У. Хэнди (1914), творчество Ма Рэйни, Ч. Хилла, Бэсси Смит). Выделяют еще разновидности блюза: техасский блюз, чикаго-блюз, джамп-блюз, кантри-блюз, соул-блюз, зайдеко, уэстсайд-блюз, лайт-блюз, необлюз и др. Поначалу блюз исполнялся в большинстве случаев в сопровождении акустических инструментов (гитара, часто самодельная, банджо и др.); в 30-е годы появились электроинструменты, ансамбли с участием фортепиано и ударных. Более интенсивно, мощно и энергично звучащая форма блюза - ритм-н-блюз - нашла распространение в послевоенное время (Мадди Уотерс, БиБи Кинг, Бадди Гай и др.). Попытки белоснежных музыкантов (Билл Хэйли, Элвис Пресли) изготавливать кавер-версии "черных" блюзов привели к появлению рок-н-ролла, за которым в начале 60-х последовала волна т.н. "белого ритм-энд-блюза" (Alexis Korner Blues Incorporated, John Mayall's Bluesbreakers, Rolling Stones, Эрик Клэптон и др.). Дальнейшее ужесточение саунда, "опрощение" блюзовой манеры интонирования дало хард-рок (Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath и др.). Вместе с тем, блюзовое искусство существует в своих традиционных формах, и, хотя носители его, как не прискорбно, уходят (Джон Ли Хукер), на смену им появляются музыканты нового поколения (Кенни Уэйн Шеферд).

Для блюзов нравен особенный тип формы, т.н. "блюзовый квардрат". Это 12-тактовый период (сообразный 3-строчной стихотворной строфе) с общей схемой гармонических позначитстей: T-T-T-T / S-S-T-T / D-S-T-T (противоречит "классической" логике тонико-доминантовых тяготений). Для мелодии характеры вопросо-ответные структуры и использование блюзового лада. Специфика последнего связана с так называемыми "блюзовыми нотами" (которые как раз и придают музыке специфический "горько-сладкий" эмоциональный привкус): низкие 3, 7, а порой и 5 ступени в мажоре (минорные блюзы редки). Причем степень "низкости" этих ступеней не поддается точной фиксации и может варьироваться в пределах больше полутона ("блюзовые зоны"). Блюзовое интонирование (с элементами глиссандирования) выполняется голосом, с помощью "подтяжек" (bends) струн и приема bottleneckslide на струнно-щипковых инструментах и др. Тексты песен имеют все шансы быть самого разного содержания, но больше характерны темы любовных страданий, разлуки, обездоленности, хотя есть немало блюзов, в коих воплощена вся полнота и радость жизни.

 

Поделиться