A-capella

 

A-capella

 

А капелла (акапельное пение) (в переводе с итальянского а-cappella, «как в часовне») — многоголосное хоровое пение с отсутствующим инструментальным сопровождением. Название появилось в конце 17 века, и связываютего с папским богослужением в римской Сикстинской капелле. Так называют вокальную партию, которая исполняется без музыкального сопровождения.

Стиль пения a-cappella развивался также в светском певческом искусстве композитoрами Возрождения, в том числе в мадригалах.

Как стиль професионального хорового искусства пение a-cappella определилось в культовой полифонии к концу средних веков, достигло расцвета у мастеров нидерландской школы и получило классическое выражение в римской школе (Палестрина, Беневоли, Скарлатти). Следует учесть, что в XVII-XVIII веках пение a cappella (особенно светское) могло сопровождаться солирующими инструментами или генерал-басом; затем стало вновь цениться исполнение вообще без сопровождения.

Хоровое искусство православных церквей также использует пение a-cappella. В Древних (монофизитских) церквях Востока (Эфиопской, Коптской, Малабарской) иногда допускается музыкальное сопровождение, в том числе с использованием традиционных африканских и азиатских инструментов. В России сторонником внедрения в богослужения инструментов был знаменитый композитор Александр Гречанинов, однако это решение не было принято Поместным собором 1917—1918 г.

Пение a-cappella часто применяется в камерной хоровой музыке европейских композиторов 19 века. Большого успеха достигло в русской хоровой культуре 20 в. (соч. Танеева, Виктора Калинникова, Кастальского, Рахманинова, Давиденко, Коваля, Шебалина, Шостаковича, Свиридова, деятельность Синодального хора, Придворной певческой капеллы и др.). В настоящее время пение a-cappella очень распространено за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться