Дум-метал

 

Дум-метал


Дум-метал (doom metal, от doom — «гибель», «злая судьба») — экстремальный поджанр метала, с преобладанием медленных темпов. И музыка, и лирика в этом жанре призваны выражать чувство отчаяния, страха и обречённости. Огромное влияние на жанр оказала группа Black Sabbath, чьи песни «Black Sabbath», «Electric Funeral», «Cornucopia» стали прототипами дум-метала. В течение первой половины 1980-х годов несколько групп из Англии (Pagan Altar, Witchfinder General) и США (Pentagram, Saint Vitus, Trouble) выделили дум-метал в отдельный жанр.

Дум-метал - музыка депрессивная, болезненная, как правило, медленная и часто монотонная. Строй гитар зачастую сниженный, бас — «качевый», «жирный», риффы — грубые, встречаются характерные гитарные «пробуксовки», визжащие фидбэки, сравнительно продолжительные «угасающие» соло и т. п.

В общепринятом дум-метале используется в основном чистый вокал, но обычно с оттенком отчаяния и страдания. В других поджанрах дума в основном используется гроулинг, перенятый из дэт-метала. Зачастую во многих дум-группах применяется и скриминг.

В то же время в дум-метале может применяться и женский вокал, иногда — даже церковные хоры.

Изначально дум-метал лирически придерживался описания чувств вроде безысходности, испытываемых создателями музыки. Идеи дума являются наследием эры хиппи: духовные воздействия, песни про употребление наркотических веществ и галлюциногенов (в некоторых случаях — их воздействие на человеческое воображение), иногда — ультра-пессимистические песни о войне.

В настоящее время дум-метал сильно не изменился. Он по-прежнему основывается на чувствах безнадежности, безысходности, испытываемых музыкантами. Однако большая часть лирики пишется сейчас на более личном уровне, обращаясь к менее глобальным проблемам: личные чувства любви, печали, утраты, потери веры и т. п. Религиозные идеи служат основой для лирики некоторых коллективов, хотя обращение к Богу может использоваться как аллегория и не выражать мировоззрение музыкантов. Иностранные языки — латинский, испанский, французский, норвежский, иногда даже японский — приобрели популярность в думовых песнях и добавляют в звучание причудливый художественный оттенок.

Пройдя несколько стадий роста и падений за время своего существования, дум-метал принимает множество разновидностей. Также появилось множество достаточно далеких от дума и дум/дета ответвлений вроде стоунер-метала, сладж-метала и дроун-метала.

 

Традиционный дум-метал

Дум-метал в первозданном виде — это музыка, сформировавшаяся к середине 80-х годов, благодаря раннему творчеству хард-рокеров предыдущего десятилетия как Black Sabbath, Bedemon (англ.) и Pentagram, но имеющая в своей основе уже тяжесть и жесткость настоящего метала. Самыми заметными первопроходцами данного жанра считаются Saint Vitus (англ.) и Candlemass, хотя в те годы было немало и других талантливых и влиятельных doom-групп (Trouble (англ.) (существует до сих пор), The Obsessed (англ.), Pagan Altar (англ.) и т. д.), но не получивших столь широкой известности. Классический doom-metal примечателен характерной техникой исполнения и звучанием, именуемыми «groove» — то есть, наследием монотонного и вязкого хард-рока 70-х каких как Black Sabbath. Это повторяющиеся, грубые, зачастую атональные риффы, отдельные элементы блюз-рока, мощный, «укачивающий» бас и даже веяния психоделии. Сегодня, как и ранее, традиционный doom-metal далек от популярности, но это не мешает ему оставаться одной из актуальных и влиятельных сил андерграунда. Наиболее видные представители: Candlemass, Reverend Bizarre, Saint Vitus, Count Raven, Solitude Aeturnus, Skone, Krux и Warhorse.

 

Эпик-дум-метал

Эпик-дум-метал (epic doom metal) представляет собой поджанр дум-метала, характеризуемый прежде всего чистым вокалом, оперным и хоральным пением. В лирике наблюдается сильное влияние Средневековья и/или фэнтези. Однако отличить эпик-дум-метал от традиционного дума бывает весьма сложно. Его образцы можно услышать у Candlemass, Solitude Aeturnus, Solstice, Isole, Scald, Altar of Oblivion и Doomsword.

 

Дэт-дум-метал

Неспешный и депрессивный стиль метала, вышедший из death metal и претерпевший заметные изменения. Свойственные атрибуты — гроулинг-вокал и жёсткая ритм-секция (ударные плюс бас), однако, в целом отличающаяся от groove-основы традиционного дума. Темп обычно — низкий и средний. Гитары настроены низко, ритм-гитара обычно играет жесткие аккорды, лидер-гитара — тягучие соло-партии. Также музыканты в данном поджанре часто используют акустическую гитару. Главные представители: Novembers Doom, Enchantment, Arcane Sun, Black Sun Aeon, Winter, Disembowelment, Tiamat, My Dying Bride, October Tide, Inspiramentum Aeoli, Mental Home. Данный подвид очень неоднороден и относимые к нему исполнители могут звучать совершенно по-разному. К примеру, вышеназванные Swallow The Sun делают упор на сочетание тяжести и мелодики, Mourning Beloveth — на монотонность и жесткое звучание, а Saturnus — на атмосферность.


Фьюнерал-дум-метал

Исполнители funeral doom, использовали медленный темп из doom/death метала который они потом замедлили еще сильнее; основной акцент делается на атмосфере отчаяния, опустошенности, горя, несчастья, глубокой депрессии и сосредоточенной скорби. Этот стиль является своеобразным отходом от death/doom с помощью замедления и нередко с внедрением элементов эмбиента, а также низконастроенных гитар и элементами органа. В итоге получается искаженное и очень мрачное звучание, но, в то же время, часто фантастическое, мечтательное. В качестве вокала, как правило, применяется фоновый гроулинг, который используется как дополнительная текстура в музыке. Пионеры стиля: Thergothon и Skepticism. Современники: Until Death Overtakes Me, Tyranny, Fallen, Autumnia, Mournful Congregation, Shape of Despair, Catacombs, Colosseum, Longing for Dawn, Worship, Comatose Vigil, Esoteric, Evoken, Rigor Sardonicous, When Autumn is Sad.


Блэк-дум-метал

Блэк-дум (депрессив-блэк) — стиль, вобравший в себя элементы блэк-метала и дум-метала. Обычно вокалом является скриминг и шрайк, а гитары перетяжелены дисторшном, что характерно для блэка. Но также характерен медленный темп и диссонанс, что характерно для дум-метала. Лирика охватывает темы природы, нигилизма, депрессии. Ярчайшие представители: Forgotten Tomb, Barathrum, Gallhammer, Livsnekad, Bethlehem, Woods of Ypres, Nortt, Ptahil.

 

Дроун-метал

Сверхмедленный и экстремальный последователь традиционного дум-метала. Этот стиль даже более минималистичный и труднодоступный для понимания, чем funeral doom. В этой музыке также ощущается влияние оригинаторов дума Black Sabbath, но многие современные дроун-дум группы дополняют свою музыку такими стилями как noise и ambient. Композиции, создаются благодаря своеобразно «гудящим» (drone), заниженным дисторшн-гитар и баса, нередко с сильной реверберацией всей музыки и иногда с чистыми (мелодичными) мотивами.

Композиции в стиле drone doom продолжительные по времени звучания — обычный трэк длится 10-30 минут, а некоторые альбомы состоят вообще из единственного трэка. Вокал и даже ударные часто отсутствуют, и музыке не хватает ритма в обычном понимании. Как и funeral doom, музыка в стиле drone doom выражает отчаяние и опустошенность, хотя апокалиптические и таинственные темы тоже нередки.


Стоунер-метал

Стоунер-метал (стоунер-дум, сайкиделик-дум, psychedelic doom) содержит в себе  элементы психоделического рока, блюз-рока и дум-метала. Для жанра характерен мелодичный вокал и стилизация записей в духе ретро-рока 1970-х. Стоунер-рок возник в ранних 1990-х на основе творчества калифорнийской группы Kyuss.

 

Сладж-метал

Сладж-метал (сладж-дум, думкор) родом из Америки 90-х, формировался с такими группами как Grief, Crowbar и Eyehategod. Это андерграундный и, как правило, немелодичный стиль тяжёлой музыки, утвердившийся на стыке традиционного дума и хардкора. Большинство сладж-думстеров делает акцент на грязно-звучащие, затяжные и часто повторяющиеся гитарные риффы, с мощным, порою даже «перегруженным» басом — это так называемая «звуковая стена», доведенный до высокой плотности «думовый» groove. От хардкора они перенимают резкость в звучании, которое является проявлением настоящего хардкорового драйва и грубого вокала. Несмотря на то, что многие сладж группы прибегают к имиджу «бухло-и-трава» (как в стоунер-метал), им не чужд стоунер-рокерский позитивный взгляд на жизнь, и в лирике главными темами являются страдания, ненависть и нигилизм.

 

Поделиться