Рэгтайм

 

Рэгтайм

 

Рэгтайм (ragtime) — жанр американской музыки, популярный в 1900-1918 г, представляющий собой танцевальную форма, с размером 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды — на чётных долях такта, что придаёт звучанию типичный «маршевый» ритм; мелодическая линия сильно синкопированная. Большинство произведений музыки рэгтайм состоят из 4-х различных музыкальных тем.

Полагают, что рэгтайм является одним из предшественников джаза, который унаследовал от рэгтайма ритм, получаемый из-за несовпадения ритмически свободной, как бы «разорванной» мелодии. После окончания Первой мировой войны рэгтайм на протядении небольшого промежутка времени вновь был моден как салонный танец. От него произошли и другие танцы, в том числе и фокстрот.

Отличительные особенности ритма этой формы довольно часто применяются в профессиональной музыке — сочинения Антонина Дворжака на американскую тему (симфония «Из Нового Света» и струнный «Американский квартет»), а также «Рэгтайм» (1918) Игоря Стравинского для одиннадцати инструментов.

До сих пор нет четкого объяснения происхождение термина «рэгтайм». Как одна изи версий, это его происхождение от ragged time («разорванное время», то есть синкопированный ритм).

Родиной рэгтайма принято считать Средний Запад США, где активно трудилось большинство его основных творцов. Появление рэгтайма как самодостаточного музыкального течения связывают с датой первого изданного рэга. В 1895 году Бен Харней написал в Луисвилле рэгтайм пьесу «You've Been a Good Old Wagon». Благодаря ему уже через год рэгтайм стал очень популярным в Нью-Йорке. В январе 1897 года издаётся инструментальная рэгтайм-пьеса «Mississippi Rag» Уильяма Крелла. Однако негритянский инструментальный рэгтайм вышел на продажу лишь в конце 1897 года с композиций Тома Терпина «Harlem Rag». Скотт Джоплин, ставший самым знаменитым из мастеров этого жанр,а после издания маршей и вальсов собственного сочинения в 1899 году, издал сборник своих рэгтаймов. Несмотря на то, что изначально публиковались в основном произведения белых рэгтайм-композиторов, чернокожие музыканты исполняли рэгтайм задолго до выступлений знаменитого оркестра Крелла и зарабатывали достаточно денег на чаевых, чтобы хорошо жить. Даже когда издатели начали принимать для публикации их живые, синкопированные пьесы, многие из чёрных музыкантов почти не продавали свои произведения, потому что особо не нуждались в деньгах сверх чаевых, которые они получали на представлениях в барах или на эстраде.

Огромную популярность рэгтайм получил как иссключительно фортeпианный жанр. Однако не исключено, что в архаическом виде он существовал и как оркестровая форм о чем свидетельствует тот факт, что среди великого множества духовых оркестров Нового Орлеана существовала заметная группа, т.н. рэгтайм-бэндов, являвшихся, по сути, теми же джаз-бэндами. В их репертуаре акцент делался на инструментальные пьесы, исполнявшиеся в стиле рэгтайма.

Популярные представители рэгтайма:

  • Скотт Джоплин (1868—1917)
  • Джозеф Лэм (1887—1960).
  • Джеймс Скотт (1885—1938).
  • Том Терпин
  • Роберт Хамптон
  • Юби Блэйк
  • Джордж Ботсфорд
  • Отис Сондерз
  • Артур Маршалл

 

Похожие статьи:

Поделиться