Прогрессив-фолк

 

Прогрессив-фолк

 

Прогрессив-фолк (Progressive folk) или прог-фолк - музыкальный жанр, изначально политизированный типом американской народной музыки. В Великобритании же термин "прог-фолк" применяли в отношении традиционной народной музыки, исполняемой с какими-либо стилистическими или тематическими инновациями.

Изначальная формулировка термина "прог-фолк" происходит от ссылок на прогрессивных политиков американского народного возрождения 1930-х в работе музыковеда Чарльза Сигера (Charles Seeger). Огромный вклад в развитие прог-фолк в Америке внесли Пит Сигер и Вуди Гатри, а чуть позже продолжателем их идей в начале 1960-х стали Боб Дилан и Джоан Баэз.

Революционным моментом в развитии прогрессив-фолка стало появление американской контркультуры и британского андеграунда в середине 1960-х. Термин "прогрессивный" тогда стали употреблять в отношении психоделической музыки, появившейся в поп, рок и фолк-сценах.

Психоделический фолк

Первый раз термин «психоделический» был употреблен касательно нью-йоркской фолк-группы The Holy Modal Rounders в 1964 году. В середине 1960-х психоделическая музыка заполонила собою фолк-сцены западного и восточного побережья США. В Сан-Франциско появились Kaleidoscope, It's a Beautiful Day и Peanut Butter Conspiracy, в Нью-Йорке ? Cat Mother & the All Night Newsboys, в Чикаго ? H. P. Lovecraft. Многие из этих групп перешли с фолк-рока на психоделический фолк, аналогично группы The Byrds. Сейчас к числу психоделического фолка относят также группы Jefferson Airplane, Grateful Dead и Quicksilver Messenger Service.

Пик популярности этой музыки пришелся на 1960-е. В США и Великобритании в то время отмечался всплеск данной музыки на фолк и рок-сценах. Под эту волну попали и популярные британские фолк-исполнители, такие как Donovan (1966) и Incredible String Band (1967). В начале 1970-х отмечался не значительный расцвет прог-фолка в Великобритании и Ирландии, в результате чего появились группы Third Ear Band и Quintessence за которыми последовали Comus, Dando Shaft, The Trees, Spirogyra, Forest.

Фолк-барок

В связи со вторым народным возрождением, с конца 1950-х в Великобритании появляется куча фолк-клубов, расположенных, как правило, в городских центрах страны. В начале 1960-х в этих клубах играли американскую народную музыку и прог-фолк, однако к 1965-му британский фолк стал основным в репертуаре клубов. Многие исполнители играли психоделическую музыку, при этом некоторые из них находились между традиционной и прогрессивной музыкой. Это особенно заметно у Martin Carthy, Davy Graham, Bert Jansch и John Renbourn, которые смешивали различные элементы американской музыки с английским фолком, создавая, таким образом, характерную форму фингерстайл-гитары (фолк-барок). Музыканты работали с элементами средневековья, блюза и джаза, в попытке распространить британскую музыку на новые территории. Замечательные работы в стиле фолк-барок появились в начале 1970-х у Nick Drake, Tim Buckley и John Martyn.

 

Поделиться