Тибетская музыка

 

Тибетская музыка

 

Тибетская музыка сочетает музыкальные традиции, с глубокой древности соблюдавшиеся населением высокогорных районов Гималаев (сейчас данные территории принадлежат Китаю, Индии, Бутану и Непалу). Так же эта музыка в значительной степени была подвержена воздействию музыкальных традиций Центральной и Южной Азии.

В традиционной тибетской музыке повсеместно используются струнные инструменты китайского или монгольского происхождения. Символ тибетской песни 6-струнная лютня драньен, 7-струнная непальская лютня, двух — или 4-струнная скрипка «пиуан», 25-струнная цитра «гьюман». В качестве духовых инструментов преобладают поперечные флейты «линбу» и «донглам» (т. н. сиротская флейта).

С 9 века немаловажное значение в тибетской музыке уделяется распеву религиозно-мистических гимнов «гур». Особую популярность снискали гимны поэта-мистика Миларепы (11 век сборник «Океан мелодий»). Инструментальные композиции не играют самостоятельной роли в буддийских церемониях, их роль сводится к разделительным интермедиям между песнопениями. В состав инструmентального ансамбля, (12 — 18 музыкантов), входят: духовые — гьялинг (типа гобоя), дунгчен (металлическая труба), дунгкар (рог из раковины), канглинг (короткий металлический рожок, ранее изготавливался из человеческой кости); ударные — всевозможные виды барабанов, гонг карнгаи, колокольчик дрилбу. В тибетской музыке используется своеобразная нотная система, мнемонического характера.

В буддийских ритуалах главенствующая роль принадлежит магическим танцам, исполнение которых происходит совместно со звуками барабана нгашунку и тарелок ролмо. Появление подобных танцев относят к добуддийскому периоду, однако к XV—XVI векам они стали первостепенной частью ритуальной мистической драмы чам (цам), которая популярна и в наше время.

В тибетской культуре была и светская танцевальная драма — аче-лхамо, которая основана на буддийских легендах, и сопровождается речитативными декламациями, сольным и хоровым пением.

С начала 20 столетия на территориях, населенных тибетцами, стали появляться культурные учреждения современного типа, в Непале - Центр искусства и ремесел в Тхимпху (с 1950-х г.), в Индии — Институт тибетологии Намгьял в Гангтоке (с 1958 года) и Тибетский Институт сценических искусств (c 1959 года). Современные тибетские буддийские музыканты принимают участие в различных концертах — проповедях, и кроме этого выступают совместно с европейскими музыкантами и исполнителями, неравнодушными к буддийской тематике.

 

Похожие статьи:

Поделиться