Музыка Китая

 

Музыка Китая

 

Музыка Китая появилась несколько тысячелетий тому назад под влиянием музыкальных традиций Среднего Востока, Центральной и Южной Азии, Юго. Она также вобрала в себя элементы музыки китайских народов (тибетцев, монголов, уйгуров, чжурчженей, маньчжуров), и оказала заметное влияние на музыку Кореи, Японии, некоторых народов бассейна Тихого океана. Китайская музыка развивалась бок о бок с религиозными и идеологическими доктринами.

В конфуцианских трактатах воссоздавалась космологическая концепция природы музыки, выделялась её общественная и политическая роль. Музыка в конфуцианстве понималась как одно из средств управления государством, а также как главенствующий фактор воспитания людей и достижения общественной гармонии.

Согласно мировоззрению даосизма, музыка должна была способствовать проявлению естественных психоэмоциональных реакций человека, воссоединению его с природой.

Буддийское трактование было сосредоточено на мистическом начале в музыке, помогающее постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека.

Понятие юэ в китайской культуре означало не только музыку, но и другие виды искусства, а также нечто прекрасное с высокой степенью оргaнизации. Многоуровневое символическое мышление в музыке отражало попытки установления соответствий отдельных музыкальных тонов, музыкaльных инструментов, видов и жанров музыки с элементами мироздания и социальными системами. Так в системе люй-люй звуки двенадцати-ступенного звукоряда связывались с периодами суток, с положением Солнца и Луны, с месяцами года и т. п. Благодаря этой системе был создан пентатонический звукоряд, ступени которого с пятью стихиями природы, сторонами света, с рангами социальной иерархии и т. д. Звучание поддерживалось в точном соответствии с выработанной шкалой звуковых высот. Китайцы были убеждены, что её нарушение могло иметь катастрафические космические и политические последствия.

В V-III веках до нашей эры к пентатoническому звуковому ряду были привнесены 2 дополнительных звука. Таким образом, была создана семи-ступенчатая гамма, соответствующая лидийскому ладу. Ладовая концепция китайской музыки особенно сильно развивалась в период Сун (X-XIII вв.) учёными-музыкантами Шэнь Куа, Цай Юаньдином и Шан Янем. Структура лада (тяо) определялась тем, какой из 12 тонов был выбран в композиции в качестве основного. Общее количество ладов составило 84, но на практике применялось гораздо меньше. Сформированная в древности китайская музыкальная нотная система, созданная на основе иероглифов, существует и поныне в нескольких разновидностях (люй-люй, 5- и 7-тоновая, гунчэпу и другие).

Этническая музыка ханьцев основана на гетерофонии, где музыканты исполняют версии одной и той же мелодической линии. Исполнение музыки, танцев и оперы, как правило, сопровождается ударными инструментами.

 

 

Похожие статьи:

Поделиться