Прото-панк

 

Прото-панк

 

Прото-панк — название исполнителей 50-х - 70-е годов, которые прямым или косвенным образом предвосхитили в своих произведениях панк-рок. Фактически прото-панк не является жанром рок-музыки в прямом смысле этого слова, так как различные его представители могут довольно существенно различаться в музыкальном плане.

На протяжении этого периода значительная часть прото-панка была представлена исполнителями рок-н-ролла. Значительный вклад в развитие прото-панка в шестидесятые внес гаражный рок. В 70-е большинство прото-панковых артистов принадлежала к таким жанрам, как глэм-рок, паб-рок, краутрок.

Совместно с первыми представителями рока и рок-н-ролла в 50-е годы стали появляться первые попытки ужесточить этот жанр, сделать его более отвязным и агрессивным. Наиболее примечательными в этом плане являются Литтл Ричард, который первый начал исполнять «кричащий» и жёсткий рок-н-ролл, и Джерри Ли Льюис, чьё жесткая манера исполнения на сцене и своеобразное обращение с инструментом стали первыми в своём роде. Также экспериментирoвали с утяжелением звука рок-н-ролла и рокабилли Бо Диддли и Эдди Кокран. В 1958 г. гитарист Линк Рей выпустил композицию «Rumble», в которой впервые в роке были применены эффекты фузз, дисторшн и фидбэк. Эта запись заложила основу для всех тяжёлых направлений в музыке.

С началом британского вторжения эволюция прото-панка продолжилась с новой силой, что послужило значительным стимулом для большей активности гаражных рокеров, многие из которых перешли на подражание британским музыкантам, а некоторые начали создавать собственную, более бескомпромиссную музыку. Среди них The Sonics, The Seeds, The Standells, Count Five, Smokie. К группе Questions of the Mark And The Mysterians, прославившаяся благодаря своей суперкомпозиции «96 Tears», впервые в истории был применён термин «панк-рок».

Вторым, что дало британское вторжение прото-панку, стали, непосредственно, британские группы. Если имидж и музыка The Beatles были весьма мягкими, то их основные конкуренты The Rolling Stones стали придерживаться более брутального имиджа и более жёсткой, ритм-энд-блюзовой музыки.

Ко второй половине 60-х также стал развиваться подпитанный фри-джазом рок-авангард — анархичная и экспериментальная смесь рока, авант-джаза, блюза; это направление, в котором особо примечательны два имени Фрэнка Заппы и Капитана Бифхарта, дало много прото-панку. Хотя к 1966—1967 гг. и расцвету культуры хиппи гаражный рок постепенно угасал, он породил одну из наиболее заметных групп того времени — The Velvet Underground. Своими работами они не только сформировали альтернативный рок как самостоятельный жанр, но также открыли новые границы в музыкальных (использование нойза) и текстовых (лирика о грязных, неприятных сторонах жизни) возможностях рока.

К концу шестидесятых последней процветающей сценой гаражного рока стала детройтская — она была представлена, в основном, 3-мя коллективами: Alice Cooper, MC5, The Stooges. Наиболее главную роль в прото-панке сыграли последние, которые в своих композициях наиболее близко приблизившиеся к «каноническому» панк-року и отмечавшиеся большим количеством панк-музыкантов как оказавшие на них значительное влияние.

В начале семидесятых годов Глэм-рок внес значительный вклад в становление прото-панка. Существенное влияние на панк и альтернативу оказали такие личности как T-Rex, Дэвид Боуи, Roxy Music.

Не последнюю роль в становлении панк-рока сыграла нью-йоркская сцена, в основном сосредоточившаяся вокруг легендарного музыкального клуба CBGB. Именно там в 1974—1975 гг. стала формирования «новая волна» — иногда разительно отличавшиеся друг от друга музыкально, но близкие идеологически и новаторские коллективы, такие, как Suicide, Патти Смит, Television, Talking Heads. Вдохновлённые идеями «новой волны», появляются «арт-панки» — Pere Ubu, Devo и другие, «деконструировавшие» сами музыкальные принципы 70-х. Именно из среды новой волны и клуба CBGB вышли первые панк-рокеры — группа Ramones, таким образом положив конец прото-панку и зародив собственно панк-рок.

Поделиться