Мидивал-фолк-рок

 

Мидивал-фолк-рок

Мидивал-фолк-рок (Medieval folk rock) — музыкальный жанр содержащий в себе элементы «ранней музыки» и рока. Medieval folk rock появился в начале 1970-х в Англии и одновременно в Германии, переняв опыт движений конца 1960-х — электрик-фолка и прогрессив-фолка. Несмотря на название (в переводе с английского Medieval — средневековый), этот термин без разбора используется в отношении исполнителей, включающих элементы, как средневековья, так и ренессанса и барокко, а иногда и для описания групп, не применяющих электрические инструменты.

Первые попытки сочетать поп-музыку с элементами классической музыки были еще в середине 1960-х. Это явление известно под названием барокко-поп. Интерес к музыке средневековья и ренессанса проявляется также в британском прог-фолке конца 1960-х. Яркий тому пример альбом The 5000 Spirits or the Layers of the Onion (1967) группы Incredible String Band, и последующий её альбом The Hangman's Beautiful Daughter (1968).

Благодаря электрофикации музыки начатой группой Fairport Convention, ряд исполнителей прогрессивного фолка, содержавших в своём творчестве элементы ранней музыки, перешли на мидивал-фолк-рок, сделав, таким образом, вклад в растущее число исполнителей этого жанра. К их числу относятся Pentangle с альбомом Cruel Sister (1970), Third Ear Band с 1972 года, а также Ширли и Долли Коллинз с альбомом Amaranth (1976).

Возрастающий интерес к ранней музыке был основным фактором для популяризации мидивал-фолк-рока. Британская группа Gryphon, возможно каноничная группа жанра, была сформирована в 1971 году Ричардом Харви и Брайаном Галлэндом, выпускниками Королевской Консерватории. Изначально Gryphon был акустическим ансамблем, исполняющим нарoдные и средневековые мелодии. Но в последствии, с приходом гитариста Грема Тэйлора и барабанщика Дэйва Оберле, ко времени выпуска дебютного альбома в 1973, они стали мидивал-фолк-группой, включающей фагот и crumhorn. В том же 1973 году был издан единственный релиз проекта Giles Farnaby's Dream Band, объединившего раннюю музыку со звучанием рок-инструментов.

Группу Gentle Giant, как и Gryphon, часто называют мидивал-роком. В свой второй альбом Acquiring the Taste (1971) группа привнесла звучание клавикорда, клавесина, скрипки и элементы классической музыки и джаза, что характеризует его скорее как прогрессивный рок.

Популярность мидивал-фолк-рока была короткой. Начиная с 1975 года Gryphon стала отходить от "средневекового саунда" в сторону прогрессивного рока, прежде чем распалась в 1977 году. Аналогичным образом Gentle Giant, несмотря на сохранение элементов средневековой музыки, стремилась в сторону экспериментальной музыки и в скором времени была отнесена к категории прогрессивного рока.

В конце 1970-х мидивал-фолк-рок смещался в сторону прогрессивного рока, а прогрессивный рок, в свою очередь, часто включал элементы ранней музыки. Группа Jethro Tull появилась из британского блюза. Вокальный стиль лидера группы Йэна Андерсона часто сравнивают с пением средневековых трубадуров, а ключевое звучание его флейты, в сочетании с клавишными и струнными аранжировками участников группы, представляют собой элементы средневековой музыки. Наиболее чисто они представлены на альбомах Minstrel in the Gallery (1975) и Songs from the Wood (1977). Средневековое звучание является отличительной чертой Jethro Tull, из-за чего её стиль называют порой мидивал-прогрессив-роком.

Всё же ранняя музыка была лишь одним из ряда факторов, оказывающих влияние на исполнителей прогрессивного рока, наряду с классической музыкой, джазом и этнической музыкой. К тому же кризис жанра, связанный с появлением панк-рока и новой волны, существенно снизил число исполнителей прогрессивного рока.

Мидивал-фолк-рок практически исчез к началу 1980-х, но, не смотря на это, интерес к средневековой музыке не угас окончательно. В середине восьмедисятых появляется неоклассический дарквэйв, где под неоклассикой подразумевается и неосредневековая музыка. Группы Dead Can Dance и Ataraxia исполняют дарквэйв, основанный на неосредневековой музыке, с середины 1980-х. Похожие группы появлялись и в 1990-х — Love Is Colder Than Deat, Faith and the Muse, Arcana.

В середине 1990-х в Германии появляется средневековый метал, сочетающий средневековую музыку с металом. Участники Corvus Corax организуют металлический сайд-проект Tanzwut в 1996 году, а в 1998 году In Extremo с акустического звучания переходит на метал.

Не смотря на то, сто эти коллективы и отклонились к металлу, примерно в тот же период появилось несколько исполнителей, сочетающих раннюю музыку и акустические инструменты с софт-роком или хард-роком. Группа Blackmore's Night была основана Ричи Блэкмором в 1997 году. Блэкмор называет свою музыку "ренессанс-роком". К другим музыкантам этого жанра относятся так же Avalon Rising и Circulus.

Похожие статьи:

Поделиться