Чиптюн

 

Чиптюн

 

Чиптюн (chiptune) — музыка, в которой звук синтезируется аудиочипом компьютером или игровой приставкой, обычно ранних поколений, а не набором музыкальных семплов, записанных с аудиоустройств. Чиптюн зародился в середине восьмедисятых, при появлении звуковых чипов в первых домашних компьютерах, таких как Commodore 64, ZX-Spectrum и т. д. В чиптюне звук кодируется при помощи простейших математических формул, задающих звуковые волны разной длины и добавлении шумового канала. Музыка создавалась не расположением нот на нотном стане, а прямым написанием специальной программы. Позднее появилось множество специальных программ, работающие, в основном, по принципу трекера.

Словосочетание Chip Music также является игрой слов, потому что созвучно с Cheap Music — «дешёвая музыка». Из-за простоты технологий максимальное число совместно исполняемых звуков было незначительным — резких, идущих на смену друг друга высоких и низких тональностей, образующих аккорд (Арпеджио), что делает чип-музыку слишком грубой для восприятия впервые услышащего неподготовленного слушателя. Позже термин чиптюн стал применяться и к композициям, в которых пытаются воссоздать звучание старых звуковых чипов на современных, более продвинутых системах.

Довольно часто чиптюнами именуют любые трекерные композиции, размер файла которых невелик (в основном не больше десятков килобайт для форматов MOD, S3M, XM, IT и т. п.), несмотря на то, что там вместо свойственных электронных звуков может быть подрожание других музыкальных инструментов с довольно похожим звучанием, например, органа или некоторых синтезаторов.

Разновидностью чиптюна можно считать музыкальный жанр 8 бит, характерным свойством которого является, применение звука Ricoh 2A03 (NES) и мелодии, имеющую схожие черты с поп-музыкой. По большей части, авторы этого жанра делают композиции в формате MP3 или похожим, в то время, как основная часть «традиционных» чиптюнов выложена либо в трекерных форматах, как традиционных (MOD, S3M, XM, IT и т. д.), так и в характерных для отдельных платформ (STC, PT2 и т. д.), либо в виде дампа с программой и модулем (SID, NES и т. д.), либо в форме данных, предназначенных для отправки в звукогенератор или его эмулятор (AY, YM, VTX), либо в других, реже применяемых форматах.

Список чипов, применявшихся в различных системах:

  • Ricoh 2A03 применялся в Nintendo Entertainment System (Famicom), в России популярна его копия под маркой Dendy
  • MOS 6581 или 8580 на самой популярной платформе Commodore 64, именуемый в народе колыбелью демосцены и чип-музыки
  • AY-3-8910 или 8912 на Amstrad CPC, MSX и ZX Spectrum
  • Аналого-цифровой аппарат Atari POKEY на Atari 400/800
  • Yamaha YM2149F на Atari ST и AY-3-8910 на ZX Spectrum
  • Yamaha YM3812 на IBM PC совместимых
  • Yamaha YM2612 на SEGA Genesis (SEGA Mega Drive)
  • Для MSX выходили различные варианты Konami SCC, Yamaha YM2413 (MSX-MUSIC) и Yamaha Y8950 (MSX-AUDIO, предшественник OPL3) и Moonsound на базе OPL4, каждый имеет своеобразное звучание.
  • В NES и Game Boy звуковой процессор располагается в том же кристалле, что и CPU.

Для создания музыки генерируются звуковые волны разной формы и частоты: синусоида, квадрат, треугольник, «пила» и белый шум. Несколько волн могут накладываться друг на друга и динамически изменяться, создавая примитивные эффекты. Не стоит путать чип музыку и MIDI, так как в MIDI используются лишь миди команды, содержащие, как правило, ноты и громкость используемых инструментов, инструменты же, в свою очередь, при воспроизведении берутся из заданных (или записанных) наборов, называемых MIDI Bank-ами.

По прошествии времени мощность компьютеров росла в геометрической прогрессии и появилась возможность создавая композиции при помощи wave-семплов, например, в форматах MOD, XM и др. Однако для экономии места наряду с семплами по-прежнему часть инструментов генерировалась в реальном времени.

На сегодняшний день современные компьютеры способны эмулировать большинство старых компьютеров и игровых консолей и, отдельно, их звуковые чипы, позволяя воспроизводить неповторимые форматы с помощью специализированных проигрывателей, или плагинов для универсальных плееров. Качество эмуляции часто хуже звучания оригинального чипа - многие чипы способны выдавать ультразвук в сотни килогерц, на что не способны современные звуковые карты.

В конце 2007 года чип-музыка, перешла в поп-мэйнстрим. Многие популярные исполнители и группы стали применять чип-семплы в своих произведениях, благодаря чему вызывают интерес у рядового слушателя, но и одновременно с этим, вызывают критику со стороны старых фанатов. Римейки и игры с классическим геймплеем нередко используют чип-музыку в своих саундтреках, например, в играх Seiklus, Jets and Guns и Tetris DS.

Представители музыки chiptune:

  • Бен Дэглиш
  • Тим Фоллин
  • Мартин Гэлвей
  • Жан Себастьян Жерар
  • Йохен Хиппель
  • dualtrax
  • Manwe

 

Похожие статьи:

Поделиться