Авторская песня

  

Авторская песня

Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, появившийся в середине XX века в СССР. Истоки жанра берут своё начало в 1950—1960-е гг. из художественной самодеятельности, независимо от культурной политики советских властей, и очень быстро жанр достиг большой популярности. Основной упор делается на поэтичность текста.

Предшественником авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры А. Вертинского.

Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Некоторые произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П. Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина», а также ранние песни М. Анчарова). Обычно исполнители песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки — отсюда и название.

В начале 1950-х большое количество авторских песен появились в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ (самыми известными авторами стали Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Большую популярность авторская песня получила в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали постоянно сочинять песни Б. Окуджава и Н. Матвеева.

Позднее, в 1960-х и 70-х, классиками жанра стали Владимир Высоцкий, Александр Галич, Владимир Туриянский, Александр Дольский, в 80-х и 90-х к ним добавились М. Щербаков и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси»). К авторской песне также примыкает творчество Тимура Шаова.

Авторская песня была одной из форм самовыражения «шестидесятников».

Чёткой и единой терминологической системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует. Иногда термины «авторская песня» и «бардовская песня» употребляют как тождественные. Но, например, Владимир Высоцкий категорически не любил, чтобы его называли «бардом» или «менестрелем».

Хроники показывают, что в 1950-х и начале 1960-х годов наиболее употребителен по отношению к жанру был термин «самодеятельная песня» — его, в частности, применяли в отношении самих себя и сами авторы.

На стыке авторской песни и фолк-музыки в 90-е годы сформировалось движение «менестрелей», связанное с поклонниками ролевых игр и исторической реконструкции. Его ярчайшие представители Тэм и Йовин, Айрэ и Саруман, Элхэ Ниэннах, которые исполняют акустические песни собственного сочинения, часто на тематику Средневековья либо фэнтези.

 

Поделиться