Блатная песня

 

Блатная песня

Блатная песня (блатной фольклор, блатняк) — песенный жанр, который посвящен быту и нравам уголовной среды, изначально ориентированный на жизнь заключённых и лиц, близких к преступному миру. Зародился в Российской империи и получил распространение в Советском Союзе и впоследствии в странах СНГ. Чуть позже в жанре блатной музыки стали появляться песни, которые распространяются за рамки криминальной тематики, при этом сохраняют свойственные ей особенности (мелодия, жаргон, повествование, мировоззрение). C 1990-х годов блатную песню в российской музыкальной индустрии позиционируют под названием «русский шансон».

Основные характеристики блатной песни — сюжетность; тесная связь с конкретными жизненными ситуациями, позициями и переживаниями людей криминального мира, кажущийся некоторым ценителям примитивным мелодизм, применение в стихах стилистики разговорной речи и жаргона. Как правило, блатной фольклор не воспевает ни жестокость, ни убийства, в песнях авторы пытаются оправдать представителей криминального мира, рассказывая о жизни блатных зэков в тюрьме. Свойственен также довольно часто культ матери.

В середине XIX века существовали так называемые «песни воли и неволи», «блатнянская пиздотрень», «острожные», «каторжные». Русский писатель Федор Достоевский, сидевший в Омской каторжной тюрьме в 1851—1854, в «Записках из Мертвого дома» цитирует разные её жанровые образцы, вынесенные им из арестантской среды. Сам термин «блатной песни» возник в начале 20 века, с появлением исполнителей этой музыки на эстраде. Стал популярен босяцкий, или рваный жанр, вызванный высоким интересом в обществе к миру заключенных людей, которые в те времена в публицистике и художественной литературе превозносились как жертвы социальной несправедливости, либо как носители бунтарского духа. На сцене МХТ тюремная песня «Солнце всходит и заходит» впервые прозвучала в пьесе Максима Горького «На дне» в 1902 году. Доминирующее влияние на становление жанра оказал городской романс.

Во времена СССР привычные мелодии российского «блатняка» позаимствованы из ресторанных песен и куплетов, сочинявшихся и исполнявшихся еврейскими артистами в Одессе в начале 20 века. В музыкальном плане эти песни испытали сильное влияние клезмера, прослеживаемое в жанре по сей день.

В 1923 году в Одессе местный композитор Оскар Строк написал на стихи журналиста и кинодраматурга Якова Ядова песню «Мурка» в стиле классического танго. В последующие годы она стала народной, слова песни изменялись неизвестными авторами, которые добавляли жаргонизмы. Мелодия песни исполняется в воровском притоне главным героем художественного фильма "Место встречи изменить нельзя", действие которого разворачивается осенью 1945 года в Москве.

Впервые блатные песни на грампластинках были изданы в 1930-е годы. Исполнял их известный советский композитор и джазмен, уроженец Одессы Леонид Утесов. Одна из таких песен — «Гоп со смыком», написанная в стилизации песен одесситов. Тогда же Утесов по просьбе Иосифа Сталина исполнил во время приема в Кремле вместе со своим оркестром песню «С одесского кичмана». Сталин аплодировал после выступления:

В 1930-1940-е годы появились песни о страданиях заключенных, находящихся в ГУЛАГ. Песня о людях, содержавшихся в жутких условиях в лагерях на Колыме в Магаданской области «Ванинский порт», чье авторство до сих пор вызывает споры, появившаяся в конце 1940-х годов — стала гимном заключенных и была особенно популярна в 1950-е годы.

Во времена правления Никиты Хрущева и Леонида Брежнева блатные песни, в том числе Леонида Утесова, уже не записывались на грампластинки и по радио тоже их нельзя было услышать Один из самых известных исполнителей блатных песен в конце 1960-х — 1970-х годах, выступавший с нелегальными концертами — Аркадий Северный, не находившийся в местах не столь отдаленных. Исследователи отмечают отдельные мотивы блатной песни в ранних произведениях Владимира Высоцкого.

В 1990-е годы в России появились множество музыкантов и групп, исполнявших на эстраде блатную песню. Ставший известным российским поэтом-песенником Михаил Танич, во времена Сталина имевший опыт жизни лагерника в местах заключения, создал одну из таких групп — «Лесоповал», ставшую очень популярной. Её пластинки тиражировались миллионами, а концерты транслировались ведущими телеканалами.

В начале 1990 годов, по воспоминаниям режиссёра Москонцерта Сергея Годунова никто не называл блатную песню «шансоном», этот термин использовался лишь в отношении французской музыки. В 1990 году впервые был проведен фестиваль блатной музыки в московском театре Эстрады, названный его организаторами «Гоп-стоп шоу». В 1991 году аналогичный фестиваль прошёл в Санкт-Петербурге, который был назван «Русский шансон. Лиговка ?91». К этому времени освободился из колонии строгого режима один из самых известных исполнителей в жанре блатной песни Александр Новиков.

В начале 21 века блатную песню, которая звучит по радио и на телевидении обычно называют русский шансон. Она стала предметом массовой культуры. В частности, песню Мурка — один из символов блатной музыки советских времен в новой аранжировке исполняют даже рэперы.

Символ нового русского «шансона» — песня «Владимирский централ» Михаила Круга автор которой никогда не сидел в тюрьме.

 

Похожие статьи:

Поделиться