Блюграсс

 

Блюграсс

 

Блюграсс (Bluegrass) — разновидность народной американской музыки. Истоки данного стиля берут своё начало в ирландской, шотландской и английской традиционной музыке. Блюграсс можно охарактеризовать как причудливую смесь музыки иммигрантов с Британских островов, афроамериканцев, а также джаза и блюза. В блюграссе, как и в джазе, каждый музыкальный инструмент по очереди является ведущим, в то время как остальные отходят на задний план. В этом отличие стиля блюграсс от других ранних музыкальных стилей, где все инструменты играют вместе или один инструмент является ведущим на протяжении всей композиции, пока остальные составляют аккомпанемент. Блюграсс — это акустический стиль; электрические инструменты используются крайне редко.

Исполнители музыки блюграсс применяют разнообразные струнные музыкальные инструменты для создания уникального звука.

В отличие от традиционного кантри, блюграсс состоит, в основном, из акустических струнных инструментах: скрипки, пятиструнном банджо, акустической гитаре, мандолине и контрабасе. Иногда совместно с ними можно услышать резонаторную гитару.

Поклонники блюграсса постоянно спорят о том, какие музыкальные инструменты должны быть задействованы в настоящем блюграсс-ансамбле. С тех пор как этот стиль получил своё название от ансамбля Билла Монро, «The Blue Grass Boys», многие считают, что инструменты, применявшиеся в этой группе и являются традиционными и основными блюграсс-инструментами. А именно: мандолина (на которой играл сам Монро), скрипка, гитара, банджо и контрабас. Различные коллективы блюграсс используют также аккордеон, фортепиано, ударные, губную гармонику, электрогитару. Эти инструменты являются более прогрессивными и слегка изменяют традиционный блюграсс.

Сить зародился в середине 1940-х годов, вскоре после войны, которая замедляла развитие музыки. Как и в случае с другими стилями, его появление нельзя отнести к какому-то одному человеку. Блюграсс является смесью блюза, регтайма, джаза и других ранних стилей. При всём при этом, следы зарождения блюграсса ведут к одному ансамблю. Сегодня, Билла Монро называют отцом-основателем музыки блюграсс; стиль был назван по имени его группы «The Blue Grass Boys», основанной в 1939-м году. Присоединение к ним, в 1945-м, Эрла Скраггса, который владел уникальной техникой игры на банджо, является ключевым моментом в образовании жанра. Выступая с 1945-го по 1948-й, группа, в которую кроме упомянутых ранее входили гитарист Лестер Флатт, скрипач Чабби Уайз и басист Ховард Уоттс, создала совершенно уникальный звук и инструментальный стиль, который является эталоном и по сей день.

The Blue Grass Boys были единственной группой, играющей такую музыку, это был их собственный уникальный стиль. И он не мог быть отдельным музыкальным стилем пока другие группы не начали играть в подобную музыку. В 1947-м году, братья Стэнли создали традиционную песню «Molly and Tenbrooks» в стиле «Blue Grass Boys», и этот момент можно считать отправной точкой зарождения блюграсса как независимого стиля.

Блюграсс почти никогда не был фолк-музыкой в прямом понимании этого слова. Тем не менее, повествовательные темы многих песен очень напоминали фолк. На самом деле, многие песни в стиле блюграсс являются старыми фолк-песнями, заново переработанными. На протяжении своей истории, стиль блюграсс исполнялся профессиональными музыкантами. И хотя любители также оказывали весьма сильное влияние, тон в этом музыкальном стиле задают именно профессионалы.

Первое поколение блюграсс-музыкантов правило в жанре с момента его создания в середине 40-х до середины 60-х годов. Это поколение состоит из музыкантов, которые выступали в течение «золотого века» в середине 50-х, включая Билла Монро со своей группой, братьев Стэнли, Лестера Флата и Эрла Скраггса с их новым ансамблем «The Foggy Mountain Boys». Также были популярны Джимми Мартин, Мак Уайзман, Эрл Тэйлор, братья Осборн, группы Reno and Smiley, Lonesome Pine Fiddlers, The Dixie Travellers, Jim & Jesse и др.

Второе поколение блюграсса обрело свою популярность в середине 60-х годов. Хотя многие музыканты этого поколения играли в блюграсс-бэндах и ранее (как правило, в юном возрасте). Наиболее яркие представители этого поколения: The Dillards, Дж. Д. Кроу, Дойл Лоусон, Норман Блэйк, Сэм Буш, Дэл Макоури, Тони Райс и др. Второе поколение принесло с собой, так называемый, «прогрессивный блюграсс». Наиболее знаменитыми и популярными ансамблями этого направления были: New Grass Revival, Seldom Scene, The Kentucky Colonels.

Третье поколение достигло расцвета в середине 80-х годов. Это поколение привнесло ряд серьёзных изменений стиля. Рики Скэггс, который начинал как блюграсс-музыкант и переключился на классическое кантри в 80-х, вернулся в блюграсс в 1996-м и с тех пор записал несколько альбомов и дал большое количество концертов со своим ансамблем Kentucky Thunder. Вслед за этим он организовал собственную звукозаписывающую компанию «The Skaggs Family Records» и является одним из самых известных музыкантов этого стиля. Такие звёзды кантри как Долли Партон и Пэтти Лавлесс также записали несколько блюграсс-альбомов, усилив, таким образом, влияние блюграсса в современной музыке. Одними из самых популярных блюграсс-исполнителей сегодня считаются, также, Элисон Краусс, Ронда Винсент, Дойл Лоусон, Blue Highway и др.

 

Похожие статьи:

Поделиться