Босанова

  

Босанова

 

Босанова (босса-нова, португальск. bossa nova) — стиль бразильской музыки, представляющий некую смесь прохладного джаза с разнообразными местными ритмами, среди которых — байау и, в первую очередь, самба. Очень часто босса-нову ошибочно считают афро-бразильским «изобретением», тогда как это сравнительно молодой жанр, созданный, в основном, белыми музыкантами и поэтами — последователями идей битников. К признанными отцами и основоположниками босса-новы относятся Жуан Жилберту, Аструд Жилберту и Антонио Карлос Жобим. Первой грамзаписью босса-новы считается песня «Довольно грустить» («Chega de Saudade») 1958 год, придуманная Жобимом и исполненная Жуаном Жилберту, а наиболее известной и узнаваемой является песня «The Girl From Ipanema», исполненная Жуаном (гитара) и Аштруд Жилберту (вокал), Антонио Карлосом Жобимом (рояль) и Стэном Гетцем (саксофон).

Происхождение названия «bossa nova» (bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с распространенным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словом «bossa», которое означало примерно то же, что русское слово «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая фишка», «новый стиль».

Стиль Босса-нова появился в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — там где присутствовали в основном богатые люди. Изначально босса-нова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза, исполнявшейся на вечеринках для образовонной публики. Вскоре, однако, босса-нова перестала быть только «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых Антонио Карлос Жобим (псевдоним — «Том Жобим»), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл, быстро добилась всеобщей популярности.

Принято считать, что самым первым и успешным образцом босса-новы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Can??o do amor demais»), записанный Элизет Кардозу и Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым реальным хитом, с помощью которого босса-нова переступила национальные границы, была всемирно известная сейчас «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema», «The Girl From Ipanema») Атонио Карлоса Жобима и Винисиуша ди Мораиша. Всемирными хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez») и «Корковадо» («Corcovado»). Уже в 1962 году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл; в это же время первые грампластинки с записями босса-новы появились и в Европе. К началу 1970-х годов босса-нова стала визитной карточкой бразильской музыки, и даже в наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, не утратила свое значения международной эстрадной классики, о чём говорит постоянный интерес к ней в различных странах мира, в том числе и в России. Сейчас босса-нова является одним из фундаментальных направлений современной школы джаза.

Боссанове была посвящена одноименная песня Вени Д'ркина

Представители стиля:

  • Винисиуш де Мораиш
  • Аструд Жилберту
  • Стэн Гетц
  • Гал Кошта
  • Элис Режина
  • Антонио Карлос Жобим

Похожие статьи:

Поделиться