Джаз-фьюжн

 

Джаз-фьюжн

 

Джаз-фьюжн (также джаз-рок фьюжн, рок-фьюжн или фьюжн; в переводе с английского fusion — сплав) — музыкальный жанр, сочетающий в себе элементы джаза и музыки других стилей, таких как поп, рок, фолк, метал, R&B, хип-хоп, регги, фанк, электронная музыка и этническая музыка. Альбомы фьюжн, даже не смотря на то, что сделаны одним исполнителем, очень часто включают в себя разнообразие этих стилей.

В конце 1960-х джазмены стали соединять разнообразные формы и импровизационные техники джаза с электрическими инструментами рока и ритмами соула и ритм-энд-блюза. В это же время некоторые рок-музыканты стали добавлять джазовые элементы в свою музыку. 1970-е годы стали десятилетием продуктивного становления фьюжна, хотя стиль хорошо представлен и в более поздние времена. Фьюжн является систематизированным музыкальным стилем, и рассматривается как музыкальная традиция или подход. Некоторая прогрессив-рок музыка также относится к фьюжену.

Фьюжн музыка чаще всего инструментальна и со сложными тактовыми размерами, метром, ритмом и удлинёнными композициями, содержащими импровизации. Многие выдающиеся фьюжн-музыканты узнаваемы по высокому уровню техники, сочетающемуся со сложными композициями и музыкальными импровизациями в метрах, редко встречающихся в других западных музыкальных формах.

Фьюжн музыке, к сожалению, достаётся мало эфирного времени на радио и телевидении, скорее всего из-за её сложности, отсутствия вокала и длинных композиций. Исключение составляет Европейское радио, а также его можно услышать в Японии и Южной Америке где присутствует весьма внушительное количество поклонников этого стиля. Некоторые интернет-радиостанции представляют фьюжн, делая отдельные каналы таких сервисов, как AOL Radio и Yahoo! Launchcast.

Истоки фьюжна исходят из 60-х, в то время когда Джулиан Аддерлей (Julian «Cannonball» Adderley) стал исполнять музыку, сочетающую джаз и поп. В конце 1960-х Майлз Дэвис и The Tony Williams Lifetime использовали такие инструменты, как электрогитара, бас-гитара и электро-фортепиано, для создания музыки, сочетающей джаз с роком и другими жанрами. Затем Херби Хэнкок (Herbie Hancock), Джо Завинул, Ян Хаммер (Jan Hammer) и Чик Кориа (Chick Corea) стали применять синтезаторы.

Джазовые музыканты опираясь на достижениям поп-музыки, тоже стали использовать улучшенный монтаж на современных студиях звукозаписи, многодорожечную запись и электронные эффекты к дополнению к композициям или импровизациям. Например, альбомы трубача Майлза Дэвиса In a Silent Way (1969 год) и Bitches Brew (1970 год) включают композиции продолжительностью более двадцати минут, которые никогда не записывались непосредственно музыкантами в студии, а музыкальные темы различной длины отбирались из записанных импровизаций, а затем монтировались в единое целое. Это считается краеугольным камнем записей этого жанра.

Многие рок-музыканты стали независимо приближаться к джазовым формам в середине 1960-х. The Byrds в декабре 1965 года записали первую версию «Eight Miles High», инновационного сингла, имитация стиля классического квартета Джона Колтрейна. В 1966 году Пол Баттерфилд (Paul Butterfield) и Майк Блумфилд (Mike Bloomfield) записали продолжительную импровизационную пьесу «East-West».

Другие рок-музыканты также играли и записывали рок-песни, включающие всеразличные расширенные импровизации, весьма продолжительные, состоящие из нескольких частей композиции. Например, Джими Хендрикс, The Allman Brothers Band в США и King Crimson, Soft Machine, Yes (которые исполнили «I See You» The Byrds в фьюжн-стиле) и Cream в Великобритании. Фрэнк Заппа представил миру свой первый джаз-рок альбом, Hot Rats, в 1969 году. Он продолжал время от времени записывать фьюжн-музыку в течение своей карьеры (например, Waka/Jawaka и The Grand Wazoo), став авторитетным представителем жанра.

Некоторые известные джаз-рок группы имевшие большой успех в конце 1960-х и начале 1970-х, Blood, Sweat & Tears, Chicago, Steely Dan, Chase, Dreams, и британские Traffic, Colosseum и If.

В конце 60-х — начале 70-х гг. джаз-рок развивался в одном направлении с другим «усложнённым» направлением рок-музыки — прогрессивным роком. Степень музыкальной экспрессии и множество исполнительских приемов были взяты из рок-музыки. За счет соединения исполнительских приёмов рока и экспрессии, экспериментальности джаза группы получали различные спектры передаваемых ощущений. Одним из первых экспериментаторов в этом направлении стал Фрэнк Заппа.

Некоторые группы (Blood, Sweat and Tears, Chicago) брали за основу звучание биг-бэндов, ритм-энд-блюз и различные направления рок-музыки. Другие группы, используя фри-джаз стали больше применять электрическое звучание инструментов, усложнять мелодию и ритм. Со временем джаз-фьюжн становился настолько близок к прог-року, что часто одни и те же группы причисляют сразу к обоим направлениям. Группы фьюжна уделяли много времени импровизации, оттачивали исполнительскую технику, доводя её до совершенства. Самыми известными командами, принятыми не только джаз-, но и рок-аудиторией, признаны группы Mahavishnu Orchestra, Weather Report, Brand X.

 

Похожие статьи:

Поделиться