Буги-вуги

 

Буги-вуги

 

Буги-вуги (boogie-woogie) — это джазовый стиль, который оказался очень доступным для широкой аудитории слушателей. Это фортепианный стиль, но инструментальные пьесы в этом стиле довольно часто успешно исполнялись и оркестрами. Сама эта музыка появилась ещё до того, как ей было дано такое незаурядное название.

Стиль буги-вуги появился в начале XX века из-за постоянной необходимости нанимать пианистов вместо оркестров в недорогих кафе типа «хонки-тонк», в барах типа «barrelhouse» и прочих местах, где развлекали публику на вечеринках и прочих приёмах. В этот период, после того, как мир познакомился с первыми записями «Original Dixieland Jazz Band», в моду начала входить синкопированная, энергичная музыка, которая называется «джаз». В тон этому течению менялась и сама манера исполнения салонных музыкантов, исполнявших до этого спокойную и тихую музыку. Чтобы заменить целый оркестр, пианисты изобретали разные способы ритмичной игры. Тогда популярными стали исполнители рэгтайма, первыми применившими приём так называемого «страйд-пиано», когда левая рука совершает постоянные прыжки по клавиатуре, беря то басовую ноту, то соответствующий ей аккорд.

С самого начала буги-вуги был наиболее привлекательной музыкальной формой для тех, для кого традиционная техника фортепиано была абсолютно незнакомой. Свои творческие импульсы они брали из других, иногда более фундаментальных областей творческого процесса. Так, например, Джимми Янсей и Пайнтоп Смит начинали танцовщиками и исполнителями степа. Альберт Эммонс и Пит Джонсон до фортепиано играли на барабанах. Жизнеописания многих пионеров буги-вуги свидетельствуют, что большинство из них начинало самоучками, впервые севшими за фортепиано чаще всего случайно, на какой-нибудь вечеринке.

Большинство композиций в стиле буги-вуги построено на блюзовой последовательности аккордов с остинатным повторением. Характерное чувство восьми ударов в такте — визитная карточка этого стиля.

Первое поколение пианистов, сознательно ориентированных на буги-вуги, начало образовываться в конце 1920-х годов. Среди них были такие виртуозы как Ромео Нельсон (Romeo Nelson), Артур Монтана Тэйлор (Arthur Montana Taylor) и Чарлз Эвери (Charles Avery). В течение 1930-х строгая форма блюза использовалась больше в джазовых записях, поскольку темп композиций всё время убыстрялся. Чуть позже, в начале 1940-х, примитивная блюзовая форма буги-вуги видоизменилась в танец, буги-вуги стал популярной причудой.

Повальное увлечение буги-вуги в этот период истории джаза музыкальные историки относят на счёт огромной популярности Мида Люкса Льюиса (Meade Lux Lewis). На протяжении всех 1940-х влияние танцевальной формы буги-вуги наблюдалось во множестве аранжировок, исполнявшихся биг-бэндами. Свинговые оркестры получили огромный успех, когда стали добавлять элементы буги-вуги, как, например, в композициях Уилла Брадли (Will Bradley) «Beat Me Daddy, Eight To The Bar» или Томми Дорси (Tommy Dorsey) «Boogie Woogie».

Базирущийся на блюзе стиль буги-вуги позже слился со страйд-стилем (stride style), ставшим главной темой развития джазовой игры на фортепиано, формой, которая привела к главному движению джаза во главе с «Fatha» (Батей) Эрлом Хайнсом (Earl Hines).

Представители стиля:

  • Джей Макшенн,
  • Джо Салливан (Joe Sullivan),
  • Кларенс Лофтон (Clarence Lofton),
  • Пит Джонсон (Pete Johnson),
  • Пайнтоп Смит (Pine Top Smith),
  • Альберт Аммонс (Albert Ammons),
  • Джимми Янкей (Jimmy Yancey),
  • Мид Люкс Льюис (Meade Lux Lewis)

 

 

Похожие статьи:

Поделиться