О попытках определения "классического" евродэнса

1.2.3 О попытках определения "классического" евродэнса.

Говоря простым языком, у нас сложилась такая точка зрения, согласно которой евродэнс – это смешение, синтез танцевальных стилей на стыке евро-хаус и евро-техно-музыки с добавлением рэпа, который под влиянием диско и рэгги обособился в нечто особенное, оригинальное. Вопрос, терзающий нас, сводится к следующему: можно ли только словами дать чёткое определение этой группе близкородственных стилей? Соответственно это определение включит в себя необходимые и достаточные признаки феномена.

Сразу скажу, что детские и наивные попытки дать определение евродэнсу были предприняты неоднократно. Самое обширное и кошмарное определение евродэнса в Рунете я нашёл на сайте Сергея Ступака aka Zeit. Критиковать легко, чем мы сейчас и займёмся, чтобы сформировать вполне адекватные признаки евродэнса.

Основные отличительные характеристики:

1. Присутствие простой, счастливой лирики. В евродэнсовой песне лирика кажется второстепенной, тем не менее, она формирует часть ритма и структуру композиции. Обычно лирика поётся достаточно быстро, чтобы не отставать от ритма.

"Обычно лирика поётся достаточно быстро, чтобы не отставать от ритма". – Эта фраза достойна телепередачи «Аншлаг». Любой вокал, который воспроизводит лирику, неизбежно формирует часть ритма. Итак, позитивная незамысловатая лирика, слова, которые поют – это то, что присуще евродэнсу. Хорошо, но это совершенно не выделяет евродэнсовые песни из остальной массы песен. Томас Андерс тоже поёт, и Хулио Иглесиас, и Мадонна, и Бритни Спирс.

2. Бит в диапазоне примерно 120-160 bpm. Если медленнее - это не Eurodance, а скорее Disco, если более быстро - это, вероятней всего, techno конца 90-х.

Диапазон ритма от 120 до 160 ударов в минуту – это, пожалуй, общее определение для танцевальной музыки 90 х, за исключением диско и r'n'b. (Однако то, что 170 bpm характерно "вероятней всего" для техно конца 90-х, - для меня открытие.) Сюда вписывается и хай-энерджи, и транс, и джангл, и какой-нибудь техно-индастриал, и полька. Хотя в треках далеко не всех этих стилей можно услышать пение.

3. Постоянный bpm (Beats-Per-Minute или просто "бит", ритм). В песне ритм мог медленно повышаться или уменьшаться, но в большинстве Евроденс композиций он остаётся постоянным. В некоторых случаях вступление медленнее, чем сама песня.

Признак постоянного бита для меня кажется высосанным из пальца. Здравый смысл мне подсказывает, что в песнях ритм меняется в исключительных случаях, потому что иначе петь неудобно. Если Zeit пытался отсеять этим утверждением ломаный бит, то фразу нужно было сформулировать иначе. Поверхностно Zeit упоминает о неком медленном "вступлении". Действительно, в евродэнс-треках (преимущественно в extended версиях) нередко встречаются "вступления", в которых вовсе может не быть бита, поверх "вступления" звучит мужественный рэпперский баритон. Тогда можно напомнить и о том, что в структуре евродэнс-альбомов встречаются треки intro и outro. Но всё это весьма слабо характеризует стилистику евродэнса и не выделяет её среди массы других танцевальных треков.

4. Ритмичная ударная линия, которая формирует "костяк" песни. Зачастую, творческая сила группы показана именно в разнообразии и насыщенности линии ритма, которую они генерируют.

Пункт о ритмичной ударной линии характеризует почти любую танцевальную композицию. Напрашивается вопрос: при чём здесь евродэнс? Самое фантастическое разнообразие и насыщенность ритма без сомнений присуще драм'н'бэйсу и джанглу. Если говорить о характерном ритме, то лучше привести высказывание Galogen:

… для евроденса стал свойственным слабодольный бас (в большинстве случаев - тыбыдым-тыбыдым), у кого-то обязательным присутствием в евроденсе считается еще и октавный бас.
GalOgen 2009. Сущность евродэнса – размышления о главном.

И заключительный аккорд Сергея Ступака:

5. Вокал плюс рэп (пожалуй, этот пункт должен стоять первым в характеристике стиля). Характерная черта классического Евродэнса 90 х - это женский вокал и мужской быстрый рэп.
Zeit.

Последний пункт намного лучше звучит в исполнении Eurodance baby: "Основными признаками евродэнса являются мужской рэп в куплете, женский вокал в припеве и быстрая, энергичная, сильная, ритмичная музыка". Здесь, по крайней мере, уточняется структура лирики "куплет-припев". Сергей прав в том, что этот признак очень важен. На самом деле, смешанные женско-мужские дуэты почти всегда исполняют баллады, т.е. оба поют, и в финале неизбежно поют одновременно. А в евродэнсе вокальные партии – это диалог мужчины и женщины, речитатива (или раггамаффина) и пения, причём, как правило, рэппер – мужчина, а вокалистка – женщина. Для евродэнса одновременное вокальное исполнение нехарактерно. А поющие смешанные трио в танцевальной музыке вне евродэнса я и вовсе не могу припомнить.

Существует очень много песен, которые не попадают под критерии "классического" евродэнса именно из-за отсутствия "мужского рэпа в куплете и женского вокала в припеве", например Haddaway, Alexia, Corona, которые, при всём при этом позиционируются как евродэнс. Характеристикой евродэнса в данном случае считаются так называемые "синты", т. е. наиболее часто используемые в классическом евродэнсе тембры и компрессии звука. Из-за этого на форумах возникают споры, и это споры из-за каталогизации, о чём уже говорилось.